"Лавка", которая кормит фермеров

"Лавка", которая кормит фермеров

В этом проекте неправильно все. Начинали практически без стартового капитала, бизнес-план не составляли, вместо интернет-магазина продавали через ЖЖ, а кафе в свое время открывали всего на два часа в день – чтобы пообедать самим, ну а если кто-то еще хочет поесть, то тоже  заходите. Они продают продукты и при этом указывает покупателю, что и когда ему есть: помидоров у них зимой не выпросишь – не сезон. Покупатель злится – ну и пусть.

Просто философия бизнеса важнее самого бизнеса, считает кандидат философских наук Борис Акимов, один из основателей фермерского кооператива "Лавка-Лавка". Особенно если она предполагает приоритет экологии над потреблением, интересов деревенского производителя над запросами капризного покупателя. Клиент "Лавки" – это сельский фермер, а покупатель – просто "едок", как назвал его Борис в разговоре с корреспондентом ТАСС. "Едок" для этого бизнеса не на первом и даже не на втором месте.

Лавка парадоксов

Борис был журналистом, когда открывал бизнес в 2009 году. Его напарник Александр Михайлов - IT-специалист. Опыта не было никакого – до этого они не занимались ни продуктами, ни сельским хозяйством, ни производством, ни торговлей, ни каким бы то ни было предпринимательством.

"С точки зрения обычного бизнеса все было сделано неправильно. Ну то есть как-то все это криво было сделано. Наверное, могло из-за этого и не получиться, но из-за этого как раз и получилось", - говорит Борис.

Подобных парадоксов в проекте много. Например, магазины "Лавка-Лавка" – это бутики, на что намекают и интерьер магазинов, и цены, но одновременно это и настоящий "сельскохозяйственный производственный сбытовой кооператив", объединивший полторы сотни фермеров.

Отношения "Лавки" с покупателем – вообще целый набор парадоксов. Практически в любом соседнем магазине ассортимент разнообразнее, но в "Лавке" считают, что это как раз хорошо. Или взять блокчейн. Если ты продаешь овощи, зачем тебе блокчейн? Нет, решили в "Лавке", кооперативу нужна криптовалюта - ни больше, ни меньше.

Покупателю такой подход, как оказалось, нравится, бизнес растет. И дело не только в красивой "упаковке": это блокчейн - слово модное, совсем другое дело отсутствие помидоров на полках. Людей привлекает философия, загнавшая бизнес в жесткие рамки, но и сделавшая его популярным. На философии стоит остановиться подробнее, потому что это вовсе не стремление накормить покупателя хорошей едой, как может показаться на первый взгляд.

Чистый грунт, сельский фермер, никакой клиентоориентированности

"Я могу купить колбасу, не задумываясь, потому что она мне нравится. Следующий шаг - я посмотрел состав: ой, эта колбаса подороже, но вроде состав нормальный. Следующий шаг - понять, как была произведена эта колбаса, и чтобы это понять, надо изучить, как жила та свинья, из которой сделали колбасу, чем питалась, как выращены те корма, которыми она питалась. То есть я могу съесть колбасу, в основе которой лежит выращивание зерновых, ставших кормом для свиньи, без применения гербицидов и пестицидов", - объясняет Борис.

И речь не о безопасности потребителя, а об экологии деревни, где вырастили продукты, экологии региона, страны. Даже об экологии планеты – Борис напоминает историю с ДДТ, которым травили вредителей и который однажды обнаружили в организме пингвинов, хотя в Антарктиде им ничего не травят. Химикат попал туда через грунтовые воды, моря и океанские течения.

"Если помидор выращен с применением интенсивной технологии, пестицидов, гербицидов, то все уходит в грунтовые воды и распространяется по планете. Сейчас 100% овощей в агрохолдингах выращиваются в субстратах, это не грунтовые овощи, - говорит Борис и следом формулирует еще один свой принцип: - Это и неправильно с точки зрения нашего стандарта, потому что создает нечестную конкуренцию продукту, которую выращивает малый фермер".

То есть крупного производителя в "Лавку" не пустят, даже если у него экологичное производство. "Мы создали кооператив для того, чтобы обеспечить членов кооператива каналами сбыта. И в эти каналы сбыта не попадает та продукция, с которой наш фермер не сможет конкурировать", - объясняет Борис. В общем, признается он, выбора покупателю "Лавка" попросту не дает: вот вам молоко от фермера, а молока вдвое дешевле из рекламного ролика у нас нет.

Как следствие – неполный ассортимент: прямо сейчас в "Лавке" нет свежих огурцов, помидоров, зелени. И это нормально, считает Борис, потому что в такое время на столе и не должно быть свежих овощей. Говорит, что он и его семья едят зимой те же огурцы только солеными или маринованными, придерживаясь "сезонной диеты". То же советуют и покупателям.

"Человек привык, чтобы ему все давали 24 часа в сутки 12 месяцев в году: свежую рыбу, помидоры, яблоки. Но есть и контртенденция – люди задумываются: как так получается, что мне всегда все предоставляется? Это же ненормально, это антиприродное явление", - формулирует он третий постулат своей философии.

От блога в ЖЖ до агрохабов

Когда в 2009 году открывалась "Лавка", вопрос стоял так: что можно сделать без нормального стартового капитала? Начали ходить по рынкам, выяснили, что там сплошь перекупщики, стали ездить за пределы Москвы. Находили фермеров, писали о них в ЖЖ: вот, мол, фотография фермы, все настоящее, везем себе оттуда продукты, можете и вы тоже заказать, если хотите. Потом дома, на кухне, все модно упаковывали и отвозили покупателю – поначалу бизнес выглядел именно так.

Продажи росли, и нужно было уже думать о помещении, оборудовании, наемных работниках. И снова встал вопрос, как все это сделать, не имея, опять же, на это средств.

"Накопленных денег не хватило, нужно было 2 млн рублей. Мы эти деньги привлекли от знакомых, это были просто какие-то друзья. Кто 100 тыс. дал, кто 200 тыс.", - вспоминает Борис. Говорит, в долг не брали - давали долю в бизнесе.

С появлением офиса появилось и то самое кафе, работавшее с 14:00 до 16:00. Просто начали есть на обед свои продукты, а раз вокруг офисы, то можно и еще кого-то накормить.

"Мы придерживаемся мнения, что бизнес надо делать для себя. Нужно тебе, твоей семье полезное и вкусное – ну, давай это делать. Мы имеем дело с продуктами, поэтому мы же не можем ходить в какое-то кафе и есть там другие продукты, мы будем обедать у себя. А если мы будем обедать, то пусть кто-то еще приходит обедать вместе с нами", - разъясняет Борис концепцию того кафе.

Сейчас у "Лавки" фермерский ресторан, сеть бутиков, онлайн-магазин, фермерский рынок, два "фермерских хаба" в Москве и Тульской области - через них продукция идет в торговые сети. Кооператив теперь дает поток продукции, с которым крупные сети уже могут работать. Это уже не три курицы от одного фермера, которые сети неинтересны.

"Эти хабы – прототип того, чего хотелось бы в будущем. Мы понимаем: да, у нас есть цель расширить сеть наших магазинов и онлайн, но мы не сможем никогда в этой модели конкурировать с каким-то сильно более дешевым сегментом, потому что каждый шаг нам очень дорого обходится", - признается бизнесмен.

А как без блокчейна?

Борис подчеркивает: логика его бизнеса не в борьбе с ветряными мельницами (с тем же крупным ритейлом, выдавливающим малый бизнес), а в поисках моделей сотрудничества, помогающих малому бизнесу. Нужно, считает он, использовать все имеющиеся возможности. Та же логика с банковскими услугами, блокчейном, различными инструментами, созданными в помощь малому бизнесу.

При организации Тульского фермерского хаба, например, воспользовались проектом Корпорации МСП - порталом Бизнес-навигатора МСП, предоставляющим рекомендации по открытию малого и среднего бизнеса, написанию бизнес-плана, получению кредитов и мерах государственной поддержки, поиску помещений и земельных участков, изучению рынка, поиску контрагентов.

"Мой коллега, партнер по тульскому нашему проекту, пользовался навигатором и говорил, что действительно удобно все сделано. Он искал через него местных фермеров, контакты по сбыту в Тульской области. Мы встречались с владельцем франшиз Spar в Туле, он хотел фермерский продукт у себя заводить - мы его нашли через этот навигатор", - рассказывает бизнесмен.



Другой пригодившийся проекту инструмент – блокчейн. Корреспондент ТАСС, не сумевший пройти мимо кавказской еды и купивший в "Лавке" урбеч и брынзу, как выяснилось, впервые в жизни стал обладателем криптовалюты. "Ваш баланс: 54,02 B", - оповестила sms-рассылка. "B" - это Biocoin, придуманная в "Лавке" криптовалюта.

"Наша задача делать так, чтобы биокойн помогал малому и среднему бизнесу, цель которого - в той или иной степени развитие зеленой экономики. Помогал бороться с кассовыми разрывами и прочими проблемами, с которыми сталкивается малый предприниматель", - говорит Борис, поясняя, что для покупателя биокойн – это программа лояльности, то есть фактически скидка.

В случае с банками, кстати, речь даже не о кредитах. В ближайшее время должны быть выпущены банковские карты Biocoin – буквально перед интервью ТАСС Борис и Александр договорились об этом с представителем одного из банков. Так что скоро ходить в сельхозкооператив за картошкой можно будет с кооперативной банковской картой и криптовалютой. Остается только гадать, какую еще "упаковку" придумают в "Лавке" для скучного, казалось бы, сельского хозяйства.

Источник: http://tass.ru/



09.04.2018

Возврат к списку