Президент РФ подписал разработанный Минэкономразвития России федеральный закон № 316-ФЗ, вносящий изменения, направленные на совершенствование порядка осуществления государственного (муниципального) контроля и правовое регулирование лицензионного контроля.
Ряд положений закона направлены на развитие риск-ориентированного подхода: закрепляются полномочия властей субъектов по его введению по региональным видам контроля, утверждению критериев отнесения к категориям риска, если такие решения не приняты Правительством РФ.
Документ расширяет возможность применять индикаторы риска при внеплановых проверках. Данные об индикаторах риска разрешается получать при проведении любых мероприятий по дистанционному контролю. Кроме того, расширяется возможность сбора информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Федеральный закон совершенствует отдельные аспекты профилактической деятельности. Исключается условие о том, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований может направляться, только если лицо ранее не привлекалось к ответственности за нарушение соответствующих требований. Ранее не были законодательно закреплены срок привлечения к ответственности и состав нарушений.
Закон предусматривает также применение при осуществлении муниципального контроля новых институтов - профилактика, мероприятия по контролю без взаимодействия, проверочные листы.
Вводится правило, что плановый (рейдовый) осмотр не должен подменять собой проверку и не должен проводиться в отношении отдельных лиц.
Уточняются отдельные положения по регулированию контрольной закупки: однозначно устанавливается, что контрольная закупка проводится на основании приказа, а не задания руководителя органа контроля, исключается дублирование норм об отражении контрольной закупки в едином реестре проверок.
В законодательство о лицензировании вводятся положения об особенностях осуществления лицензионного контроля с применением риск-ориентированного подхода.
Устанавливаются новые требования к периодичности плановых проверок в рамках лицензионного контроля, связанные с возможностью применения риск-ориентированного подхода.
По словам заместителя министра экономического развития РФ Саввы Шипова закон будет способствовать результативному применению новых институтов контрольно-надзорной деятельности. «Документ задает дальнейшие направления развития риск-ориентированного подхода – одного из основополагающих институтов системы «умного» контроля, обеспечивающих отказ от тотального контроля и концентрацию его в зонах наиболее высокого риска. Особенно важно то, что правом установления критериев и категорий риска в пределах собственных полномочий наделяются регионы. Это позволит, с одной стороны, сделать применение риск-ориентированного подхода более комплексным на всех уровнях власти, а с другой стороны – обеспечить максимально объективную категоризацию подконтрольных субъектов в различных сферах общественных отношений».