Бизнес Тамбовщины: проблемы и перспективы

Бизнес Тамбовщины: проблемы и перспективы

В областной общественно-политической газете «Тамбовский курьер» вышло интервью президента Тамбовской областной ТПП Елены Александровны Ворониной на тему: «Бизнес Тамбовщины: проблемы и ближайшие перспективы». Спасибо за подготовку ТРО Фонд «Собиз Инвест» и лично Анастасии Плотниковой. 

Меньше чем через два месяца вступают в силу поправки в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» от 22.05.2003 N 54-ФЗ в части применения онлайн-касс и передачи фискальных данных через интернет. Эти поправки затрагивают интересы большинства предприятий малого и среднего бизнеса Тамбовской области. Кроме того, вводится обязательная электронная сертификация ветеринарной продукции.

В преддверии Дня предпринимателя мы решили узнать, готово ли бизнес-сообщество региона к таким переменам, а также о том, с какими еще проблемами сталкиваются предприниматели и как с ними справляются. На наши вопросы мы попросили ответить президента Тамбовской областной торгово-промышленной палаты Елену Воронину.


- Елена Александровна, c какими проблемами сталкиваются предприятия Тамбовской области чаще всего? Что беспокоит предпринимателей?

- Если обозначить наиболее часто встречающиеся проблемы, то их достаточно много, взять хотя бы низкую осведомленность об изменениях в законодательстве, о новых требованиях к предпринимателям, особенно это касается малого бизнеса. Если говорить конкретнее, то сейчас проблемное число - 1 июля 2018 года, поскольку именно к этому дню большая часть предпринимателей, задействованных в сфере торговли, должны будут установить контрольно-кассовую технику (ККТ) нового образца. Также 1 июля стартует обязательная электронная ветеринарная сертификация, а это накладывает отпечаток на тех предпринимателей, которые в этой сфере задействованы.

Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую через интернет. Отправляются они через оператора фискальных данных (ОФД). С одной из компаний-ОФД предпринимателю нужно обязательно заключить договор. Это касается предприятий, расположенных в городах региона, а также в поселках Первомайский и Строитель. В остальных муниципалитетах предприниматели просто устанавливают ККТ без передачи данных, и информация об операциях постоянно накапливается. Проблема в том, что для маленьких сельских магазинов и предприятий сферы услуг это не только ощутимая дополнительная финансовая нагрузка, но и, в большей степени, организационные сложности, связанные с новым порядком применения ККТ. Кассовые аппараты нового образца стоят от 18 тысяч рублей и больше, а если это несколько торговых точек, то, соответственно, нужно установить несколько кассовых аппаратов - это огромная финансовая нагрузка.

Мы с вами должны понимать, что в небольших муниципальных образованиях уровень владения техникой ниже, чем в крупных городах. Персонал же для работы с новой ККТ должен быть обучен, а это непросто, особенно если речь идет об отдаленных сельских территориях, где иногда попросту нет квалифицированных кадров.

Еще одна проблема – введение системы «Меркурий», в которой до 1 июля 2018 года должны быть зарегистрированы все компании, которые участвуют в обороте товаров животного происхождения(мяса, молока, яиц, растительного масла и т.п.).

Недавно на публичных обсуждениях данной темы представители Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям озвучили следующие цифры: по данным ведомства, охват информационной системой «Меркурий» в регионе сегодня составляет порядка 10% от общего числа тех предпринимателей, которые уже должны быть зарегистрированы к 1 июля. Остается меньше двух месяцев, а предприниматели пока не только не зарегистрировались - они не понимают, как пользоваться данной системой в своей работе. Представители бизнеса озвучивают эти и другие вопросы, просят приехать, провести подробный инструктаж. Крупные предприятия, как правило, самостоятельно обучают персонал, а индивидуальным предпринимателям, организациям с небольшим количеством сотрудников требуется помощь, информационная поддержка.

Тамбовская областная торгово-промышленная палата уже проводила несколько семинаров по этой теме, но этого оказалось недостаточно. Теперь мы выступили инициатором проведения серии семинаров по проблемам электронной сертификации в разных муниципалитетах области, уже достигнуты договоренности с региональным управлением Россельхознадзора и с областным управлением ветеринарии. Небольшим организациям-производителям продукции необходимо пошагово объяснить, как им включиться в систему «Меркурий», чтобы после 1 июля не было штрафных санкций и в целом приостановки деятельности.

- Вы уже недавно посетили несколько муниципалитетов: Мордовский, Ржаксинский, Тамбовский районы и другие. Скажите, о каких насущных проблемах сегодня говорит местный бизнес? Что беспокоит предпринимателей? И что дают такие поездки для обеих сторон: для ТПП, для бизнеса?

- В этом году мы решили начать активную работу с муниципалитетами. Здесь, в Тамбове, доступ к ТПП, как и к другой инфраструктуре поддержки бизнеса, достаточно свободный. К сожалению, в удаленных районах нет такой возможности, зачастую там нет интернета, чтобы вовремя ознакомиться с изменениями в законодательстве, с деятельностью бизнес-объединений. И в таком случае очное общение, личные встречи наиболее эффективны и значимы. Поэтому в этом году мы решили встретиться с бизнесом лицом к лицу, понять проблемы предпринимателей, выслушать и попробовать их решить ресурсами, которыми располагает торгово-промышленная палата.

Если говорить о том, какие еще проблемы озвучивает бизнес и что мешает нормально функционировать, то это излишнее внимание со стороны регулирующих и контролирующих органов. Это могут быть изменения законодательства, контрольно-надзорные мероприятия, попытка выстроить некое регулирование со стороны муниципальных органов власти, например, определить места торговли и т.д.

Сегодня со стороны федеральных органов власти много говорится о том, что бизнес надо поддерживать, что ему не надо мешать, что бизнес должен развиваться, а количество работников, занятых в малых и средних организациях, должно расти и т.д. Но на практике не всегда так происходит. Поэтому зачастую приходится включаться в решение проблемы конкретного предпринимателя, обращаться с запросами в органы власти, контролирующие органы, а в крайнем случае - прибегать к помощи областной прокуратуры, которая защищает права предпринимателей (в частности, по просрочке оплаты муниципальных контрактов).

Сильнее всего бьет по малым и средним предприятиям, микропредприятиям неустойчивость условий ведения бизнеса. Для малого бизнеса это может стать толчком к закрытию предприятия. Такой негативный опыт уже был несколько лет назад после резкого увеличения страховых взносов. Поэтому мы должны защитить предпринимателей от подобных последствий.

- Палата выступает за введение льготы на движимое имущество. Как вы аргументируете свою позицию? Какие шаги уже предприняты в этом направлении?

- С 1 января 2018 года отменена федеральная льгота на налог на движимое имущество. Раньше она распространялась на движимое имущество, приобретенное после января 2013 года. В частности, новые станки, комбайны, тракторы, автомобили, используемые в деятельности организации, не попадали под налогообложение. По сути, предприятиям было выгодно обновлять свое оборудование. После отмены федеральной льготы каждый регион решает этот вопрос самостоятельно: где-то полностью освободили свои предприятия от уплаты налога, кто-то ввел льготный период, кто-то освободил определенную сферу деятельности. У нас в области пока такой льготы нет, и предприятия должны будут платить налог на движимое имущество – по ставке 1,1%. Поэтому мы проанализировали практику других регионов, провели опрос бизнеса по поводу увеличения объема налоговой нагрузки и подготовили обращение на имя главы администрации Тамбовской области А.В. Никитина с инициативой введения региональной льготы на налог на движимое имущество.

Опрос предприятий показал, что наиболее болезненным введение вышеуказанного налога будет для производственных предприятий региона, которые предоставили информацию о росте налоговой нагрузки в части налогообложения движимого имущества от 1 млн. рублей до 10 млн. рублей за 2018 год. Также существенный рост налогов отмечается у небольших сельскохозяйственных организаций: от 200 до 400 тысяч рублей. Эти средства предприятиям нужно где-то взять, заработать, а это закладывается в себестоимость. На наш взгляд, это должно проходить как-то поэтапно. Поэтому мы не призываем отменить налог совсем, а хотя бы дать возможность бизнесу подойти к этому постепенно, запланировать повышение расходов.

- Давайте поговорим об участии бизнеса в обсуждении законопроектов. Есть мнение, что если бы малый и средний бизнес активно участвовал в разработке и обсуждении законодательных актов, то было бы меньше, так называемых, административных барьеров.

- При активной позиции бизнеса и ТПП можно влиять и на нормативно-правовую базу, и на решение каких-либо проблем, для этого есть такой важный инструмент – оценка регулирующего воздействия. Смысл этой процедуры - в оценке возможных последствий для бизнеса от принятия новых нормативно-правовых актов. Сейчас любой документ, затрагивающий интересы бизнеса, прежде чем быть принятым, должен пройти публичные обсуждения. Бизнесу дается время, чтобы изучить и направить свои предложения. И эти предложения предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тамбовской области, Тамбовской областной ТПП, других бизнес-объединений не могут быть не услышаны и не учтены.

В качестве успешного опыта можно привести пример отсрочки по введению контрольно-кассовой техники, о которой мы говорили ранее. В первоначальном варианте закон предусматривал установку ККТ в течение 2018 года у всех субъектов предпринимательской деятельности. При активной позиции бизнеса, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тамбовской области М.Б.Козельцева мы в регионе разработали проект федерального закона, направили его через депутатов Государственной Думы от Тамбовской области в Госдуму. Подобные предложения поступили от различных субъектов со всей страны, в результате чего на федеральном уровне было принято решение об отсрочке по установке ККТ. Только благодаря консолидированной позиции бизнеса, власти и ТПП часть предпринимателей была освобождена от этой обязанности до 1 июля 2019 года. Это самые маленькие предприятия, без наемных работников и т.д.

Также бизнес и эксперты ТПП участвуют в экспертной оценке действующих нормативно-правовых актов на предмет создания помех для бизнеса. Пока вся эта система, даже на федеральном уровне, на этапе зарождения. Мы настроены на эту работу и готовы ее продолжать. Надеемся, что со временем сформируется пул экспертов в каждом направлении из числа представителей бизнес-сообщества. Мы со своей стороны будем прикладывать все усилия, чтобы эту культуру внедрять и развивать.

- Елена Александровна, совсем скоро, в конце мая, бизнес-сообщество будет отмечать свой праздник - День предпринимателя. Вы можете смело сказать о том, что просвещенность бизнеса в законодательстве возросла? И какие планы, задачи у ТПП в этом направлении?

- Это хороший вопрос, как раз наша основная деятельность – информационно-консультационная работа, на базе Тамбовской областной торгово-промышленной палаты практически в ежедневном режиме проходят круглые столы, семинары, вебинары. Наши поездки в районы также решают эту задачу. Мы пытаемся свести для совместного решения вопросов бизнес, экспертов, представителей органов власти.

В прошлом году мы впервые провели Неделю бизнеса в Тамбовской области - это проект, направленный на информационную, правовую, методическую помощь предпринимателям региона и популяризацию предпринимательства среди молодежи. В рамках Недели бизнеса прошло 19 крупных мероприятий, в которых поучаствовало более 500 человек. Участие во всех мероприятиях было бесплатным. По итогам круглых столов резолюции были направлены в органы власти. В этом году мы планируем повторить проект и провести в его рамках большое количество деловых мероприятий и для руководителей организаций, и для маркетологов, для кадровиков, менеджеров по продажам и т.д. Пройдет Неделя бизнеса с 21 по 25 мая, следите за анонсами на сайте totpp.ru и в социальных сетях Палаты.

Кроме того, у бизнес-сообщества есть запрос на неформальное общение как между предпринимателями, так и со специалистами ТПП. Поэтому мы в дальнейшем будем эту активность развивать. Если отбросить решение проблем и получение консультаций, то очень многие предприниматели приходят для того, чтобы пообщаться, обменяться опытом, своими взглядами, контактами.

В свою очередь напомню, что торгово-промышленная палата – это место, где в случае необходимости бизнес совершенно бесплатно может получить помощь и поддержку. Мне хотелось бы, чтобы все предприниматели это знали, особенно те, кто только начинают свой бизнес.

Источник: http://totpp.ru/


11.05.2018

Возврат к списку